Центр Социнком

Центр социальных информационных технологий и коммуникаций

 

Мониторинг комплексной системы оценки детских садов, школ, СПО, НПО

Создание системы оценки качества образования в России происходит в период введения новых образовательных стандартов и появления необходимости оценивать их достижения в масштабах всей страны.

 

Предъявляются новые требования к образовательному пространству, профессионализму и личности самого педагога. В таких условиях возникает необходимость объективно и всесторонне оценивать фактический уровень развития образовательной системы. В связи с этим важное значение приобретает комплексный мониторинг, позволяющий своевременно получить полную и объективную картину о результатах работы образовательных учреждений и территориальных образовательных систем, осуществлять прогнозирование и коррекцию их развития.

 

В настоящей статье представлена разработка по мониторингу (или независимому педагогическому аудиту), которая показывает систему получения объективной информации о результатах обучения и воспитания в соответствии с образовательными стандартами, в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования.

 

Цель мониторинга - получить оценки, пригодные для управления качеством образования.

 

В педагогике и управлении образованием мониторинг обеспечивает непрерывность отслеживания параметров образовательных систем. Мониторинг можно рассматривать также как исследование, позволяющее формировать стратегические и тактические информационные ресурсы; как средство обмена знаниями в управленческих инфраструктурах; как средство информационного обеспечения управления образовательными системами. Таким образом, мониторинг является одновременно формой исследования и инструментом управления образованием.

 

С целевой точки зрения мониторинг рассматривается как способ реализации информационных потоков. Именно поэтому технологии проведения мониторинга относят к современным высокоинтеллектуальным технологиям управления.

 

Характерными чертами мониторинга являются непрерывность, стимулирующий характер информации, открытость процедуры оценки.

 

Уровни мониторинга соответствуют иерархии управления образования (федеральный, региональный, муниципальный, внутришкольный). Организуя мониторинг, мы опираемся на принципы научности, гуманизма и рефлексивности.

 

КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ ДОСТИГАЕТСЯ ЧЕРЕЗ:

●  мониторинг условий обеспечения образовательного процесса - программно-методического, материально - технического,

кадрового и т. д.;

●  мониторинг функционирования образовательного процесса -технологии воспитания и обучения;

●  мониторинг результатов образовательного процесса: предметно-знаниевые показатели, социокультурные показатели развития, удовлетворенность родителей образованием своих детей.

 

Наиболее полно указанные и другие особенности комплексного мониторинга качества как средства управления образованием, на наш взгляд, реализует используемая нашим Центром на протяжении последних 6 лет для научно-методического обеспечения проведения соответствующих мониторингов в регионах информационная тестовая технология «КАС ДОУ - Мониторинг» («Комплексная автоматизированная система диагностики образовательных учреждений с целью мониторинга»), принадлежащая межрегиональному научному коллективу под руководством С. В. Климина. Опишем далее особенности комплексного мониторинга качества образования с помощью информационных тестовых технологий на примере мониторинга, проводимого по данной технологии.

 

ДАННЫЙ МОНИТОРИНГ ПОЗВОЛЯЕТ:

●  проанализировать текущее состояние образовательного пространства;

●  создать конкурентную среду, повышать эффективность управления системой образования;

●  развить современную информационную культуру участников образовательного процесса;

●  создать условия для повышения профессиональной компетентности и личностного развития работников образования;

●  внедрить современные экономические механизмы управления образованием с привлечением внебюджетных средств;

●  спрогнозировать развитие событий и дать конкретные рекомендации по изменению ситуации в образовательном учреждении;

●  использовать результаты мониторинга для аккредитации образовательных учреждений.

 

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНСТРУМЕНТАРИЯ

надежность измеряется по методу: «половин теста», Кьюдера-Ричардсона

 

Достоинства мониторинга, проводимого с помощью данной технологии

 

 Содержание оценки ●  соответствует закону «Обобразовании»●  соответствует нормативнымфедеральным и региональным документам в отношении задач аттестации и аккредитации●  проведена экспериментальнаяпроверка критериев оценки на критериальную валидность●  ориентировано на установление фактадействительного усвоения половиной выпускников обязательного минимума содержания обучения●  обладает необходимой гибкостью дляучета периодически изменяющихся федеральных и региональных нормативных требований●  представляет комплекс параметровоценки Параметры оценки ●  содержание образования в данномучебном заведении●  уровень обученности учащихся попредметам●  прочность и осознанность усвоенияучебного материала●  реализация элементовдифференцированного подхода в обучении●  освоение учащимися навыковсамообразования и умений по практическому применению полученных знаний●  обеспечение социально-нравственного, общекультурного и интеллектуального развития учащихся●  характер доминирующей учебноймотивации●  другие параметры Процедура оценки ●  основана на применении комплексаобъективных тестов -предметных и психолого-педагогических, разработанных с учетом нормативных требований к эффективным средствам диагностики●  успешно прошла многостороннююэкспертизу и практическую апробацию, валидность и надежность тестов находятся на уровне не ниже 80-90 процентов●  отличается минимальностьютребующейся от образовательного учреждения подготовки к обследованию●  практически не нарушает учебныйпроцесс в период проведения оценки●  не вызывает чрезмерного утомленияучастников обследования●  обеспечивает корректность,конфиденциальность по отношению ко всем участникам оценки 

 

Мониторинг качества образования, проводимый по данной технологии, дает возможность проанализировать большой спектр показателей:

●  общие оценки качества обученности;

●  общеучебные умения;

●  обеспечение необходимых результатов воспитания;

●  психологическая защищенность учащихся в данном учебном заведении;

●  характеристика взаимодействия педагогов и учащихся;

●  характеристика взаимодействия между учащимися в образовательной, деятельности;

●  развитие эмоциональной сферы учащихся начальной школы, обеспечиваемого воспитательной деятельностью

образовательного учреждения.

 

 

ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ

 

Подготовительный этап проведения:

 

 На базе регионального центра оценки качества создается оргкомитет по проведению мониторинга, в каждом муниципальном образовании и образовательном учреждении назначаются ответственные за проведение мониторинга.  Формирование заявки на проведение мониторинга: 1. Определяются образовательныеучреждения участвующие в мониторинге.2. По каждому образовательномуучреждению готовится справка о количестве обучающихся в каждой параллели, количестве тестируемых педагогов и другая необходимая информация.3. Определяется дата началамониторинга.4. Обучение процедуре проведениямониторинга.  1. Каждому образовательномуучреждению муниципального образования присваиваетсяотдельный код (до четырёх)цифровых символов.2. В тестировании принимают участиевсе учащиеся каждой выбранной параллели.3. Перед проведением тестированиянеобходимо каждому ученику присвоить номер. В каждойпараллели отдельная своянумерация, начиная с 1. 

 

I - ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ СТУПЕНЬ                                                                                      II СТУПЕНЬ

 Начальная школа 4 класс 1) математика ... - 40',2) русский язык ... - 40',3) тест «Какой учитель лучше»... -15*  Основная школа 9 класс День 11) математика ... - 45',2) русский язык ... - 45',3) анкета «ОВРП» ... - 15',4) «Опросник - 39» ... - 15'День 21) география ... - 45',2) история ... - 45',3) анкета «наш класс» ... - 15',4) «Вопросник для учеников» ...-30'  Старшая школа 11 класс День 11) математика ... - 45',2) литература ... - 45',3) анкета «ОВРП» ... ~ 15',4) «Опросник - 39» ... - 15'День 21) история ... - 45',2) анкета «Наш класс» ... - 15',3) «Вопросник для учеников» ...-30'  Параллели: 3 класс5 класс6 класс7 класс8 класс 10 классПо всем предметам (кроме иностранных языков) 

 Тест для родителей4 класс САР часть II  Педагоги:1) тест «Стиль коллеги» ... ~ 15',2) анкета Зеркало ... ~ 30' 

 

При автоматизированной расшифровке данных мониторинга по названным выше показателям в рамках этой технологии получаются результаты по 268-ти конкретным критериям оценки, что дает возможность получить весь спектр аналитической информации по учебному заведению.

 

 

 

Таким образом, представленная модель комплексного психолого-педагогического мониторинга в школе и, при обобщении данных такого мониторинга - в целостной территориальной (муниципальной, региональной) системе образования, реализуемая на основе использования информационных тестовых технологий, выступает эффективным средством управления, так как нацелена на расширение возможностей образовательного процесса, на повышение качества образования, стимулирование инновационной деятельности и способствует развитию образовательного пространства.

 

Однако ни данная модель, ни реализующие их технологии оценки не способны сами по себе выступать гарантией совершенствования управления образованием - очень важно создать механизм внедрения результатов мониторинговых исследований в практику работы образования. Иначе самая совершенная система мониторинга оказывается бессмысленной.

 

 

Социнком

© ООО  "Центр Социнком" 1996-2015